Будет ли альтернатива автомобилю? Как в Вилейке развивают велодвижение

Просмотров: 18 Опубликован: 12.05.2018г.
Будет ли альтернатива автомобилю? Как в Вилейке развивают велодвижение
По тротуарам ездить неудобно, а по проезжей части — небезопасно. С такими реалиями сталкиваются велолюбители Вилейки. Может ли стать двухколесник альтернативой автомобилю — узнавала корреспондент МЛЫН.BY.

По подсчетам мировых экспертов, «вклад» автотранспорта в загрязнение атмосферы составляет до 90% по окиси углерода и 70% — по окиси азота. Активисты общественного объединения «ЗОВиК», призванного содействовать устойчивому развитию Вилейского района, нашли экономичный способ уменьшить вред для экологии: нужно просто пересесть на велосипед.

К теме велодвижения в Вилейке впервые обратились в 2012 году. Первыми начинаниями стали веломаршруты, массовые велопробеги с экскурсиями и несколько парковок в центре города. Медленно, но верно ремонтируют и создают новые велодорожки, расширяют тротуары. О достижениях Вилейки заговорили даже в областных центрах.

Но пока для вилейчан этого недостаточно. Кандидат в мастера спорта по велотуризму, начальник группы гидрологов гидрологической станции «Вилейка» Вячеслав Лапко круглый год добирается на работу на велосипеде.

За 30 лет он проехал 150 тысяч километров. По мнению Вячеслава Лапко, высокие бордюры, недостаток велодорожек и подходящих для езды на велосипеде тротуаров — одна из причин, почему вилейчане до сих пор не готовы крутить педали.

В нынешнем году в городе обсудили перспективы велодвижения с участием председателя правления ОО «Минское велосипедное общество» Павла Горбунова. По мнению эксперта, Минск, Полоцк, Брест и Солигорск — города с показательным активным велодвижением. Кроме улучшения инфраструктуры, считает эксперт, развитию велодвижения способствуют разработка туристических веломаршрутов и организация велопробегов. По его мнению, большой потенциал и у Вилейки — за счет уникальных природных ландшафтов. Вокруг много лесов, есть реки, озера, водохранилище.

Велолюбитель и активист «ЗОВиКа» Евгений Ивашкевич разделяет мнение эксперта и считает, что Вилейка может стать городом, в котором вообще не должно быть автомобилей. Вилейчане могут пересесть на общественный транспорт или велосипед.

— Мне хочется, чтобы Вилейка была велосипедным городом. Думаю, многие жители способны чаще использовать велосипед, а не просто кататься по выходным. И в какой-то степени мы можем на это повлиять, — говорит Евгений Ивашкевич.

Недавно в Беларуси приняли Концепцию развития велосипедного движения. Документ дает ориентир региональным и местным властям при создании городских и областных планов развития велосипедного движения.

Одна из целей — увеличить долю использования двухколесного транспорта в городах с численностью населения 50 тыс. человек и более до 8—10%, в городах с численностью населения менее 50 тыс. человек и поселках городского типа — до 15—20%, в агрогородках и сельских населенных пунктах — свыше 40%.

Активисты ОО «ЗОВиК» и сами популяризируют в Вилейке велосипед. В рамках нового проекта «Движение как способ сокращения выбросов» при финансовой поддержке Евросоюза они хотят создать карту тайм-логистики — схему веломаршрута, где увяжут определенные городские объекты со временем. Сами карты планируют разместить в публичных местах. Координатор проекта Евгений Ивашкевич уверен, что такие схемы станут хорошим мотиватором пересесть на велосипед. Также в планах — построить новые велопарковки и организовать велопробеги.

Председатель ОО «ЗОВиК» Татьяна Титуленко рекомендует велолюбителям не бояться несовершенной инфраструктуры.

Вилейка может стать маленькой велосипедной столицей, если мы будем активнее развивать велокультуру. Чем больше людей сядет на велосипед, тем острее поймем, что нам нужна инфраструктура, — убеждена она.

Дополнительно

По данным Европейской федерации велосипедистов, 8% жителей ЕС используют велосипед ежедневно.

Наиболее популярен этот вид транспорта в Нидерландах — 36%, Дании — 23%, Венгрии — 22%, Швеции — 17%, Финляндии — 14%.