На Минщине ревели ретромоторы — по Вилейскому и Мядельскому районам прокатилось «Кола часу»

Просмотров: 46 Опубликован: 26.06.2018г.
На Минщине ревели ретромоторы — по Вилейскому и Мядельскому районам прокатилось «Кола часу»
Уже шесть лет подряд ценители старой двухколесной техники приезжают в Беларусь на международный фестиваль ретромотоциклов  «Кола часу». В этом году  более 100 ретромото прикатило к нам из России, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Финляндии, Украины. Немало среди водителей и наших земляков. Корреспонденты МЛЫН.BY понюхали бензин, послушали, как звучит «ИЖ», посидели на «Муравейнике», приручили «Зверя»…

В этом году, по словам одного из организаторов фестиваля Виталия Гапановича, мероприятие проходило в новом формате: три в одном — пробег, экскурсия, путешествие.

— Шесть лет у нас с братом Олегом зрела идея привезти фестиваль на свою малую родину — Вилейщину, — рассказал Виталий. — К тому же 2018-й был объявлен Годом малой родины, а дома, как говорят, и стены помогают. Как только мы озвучили в Вилейском и Мядельском райисполкомах свое предложение устроить праздник в деревнях и поселках, получили поддержку.  Спасибо им за это большое. Конечно, мы гордимся, что в нас поверили, что шестой год к нам в Беларусь приезжают участники из многих стран мира.  В 2016 году ретромотофестиваль был самым крупным — более 200 участников. Целые фуры коллекций привозили.

Пробег стартовал в деревне Людвиново Вилейского района, затем мотоциклисты направились в Камено, Долгиново, Будслав. Финишная  экскурсия и фотосессия состоялись в Кривичах. И это символично. Потому что почти стокилометровое путешествие так и называлось — «Крывiцкае падарожжа». Некогда в этих местах проживали наши предки кривичи. Особенно гостям Беларуси было интересно узнать историю нашей земли, увидеть ее природное и культурное богатство. А также оценить, как белорусы умеют принимать гостей.

В Долгиново кортеж мотоциклистов встречали шумно, с аплодисментами и свистом, испекли вкусный каравай, отрепетировали песни, танцы.

Специально к «Колу часу» приурочили и свой праздник деревни. Кажется все Долгиново, а сейчас в поселке проживает больше тысячи человек, собралось на главной площади возле костела.

— Полтора месяца готовились, —  признается председатель Долгиновского сельсовета Александр Малиновский. — Как только Гапановичи попросили принять у себя участников «Кола часу», решили: сделаем все по-настоящему, красиво. Здесь и торговля, и развлекательные площадки для детей, и сцена. Современный народ привык на крутых машинах с крышей ездить. Но и у нас есть увлеченные ретротехникой. Знаю, что недавно один парень купил два зеркала на мотоцикл К650 58-го года выпуска за 650 долларов. Эти энтузиасты могут месяц есть хлеб и запивать водой, но для своего увлечения денег не пожалеют. Люди с таким цветом волос, как у меня (с проседью. — Авт.), хотят посмотреть старое, вспомнить молодость, а молодежь пришла поглазеть на диковинку.

Не только поглазеть, но и сделать несколько ярких снимков на фоне мотораритетов.

— Только тем и занимаюсь, что отгоняю от мотоцикла детей, да и взрослых. Шучу, конечно. Как можно отказать людям посидеть на мотоцикле, сфотографироваться? Верно отметили организаторы фестиваля: мы — музей под открытым небом на один день. Где еще могут увидеть люди столько разной старой техники, — с улыбкой замечает Александр. Он приехал на «Кола часу» из Москвы, уже второй раз. На просторах инета увидел информацию о слете ценителей ретромото и уже через два дня жал на газ в сторону Минска.

— Мы ехали со скоростью 60 км, а по дороге встречали людей на современных баках, которые нас обгоняли. Не знаю как, но и нам удалось их пару раз догнать. Был сильный дождь, мы были в пути, а они пережидали на остановке. Когда мы мимо них проезжали, они встречали нас овациями, — вспоминает Александр.

Понятно почему. Уважения достойны и 50-летний мотоцикл «Ява», и Александр, решившийся на такой автопробег впервые в своей жизни. Ретротехнику он приобрел всего 8 лет назад, два года ремонтировал. Немного ездил на байке по Москве, но самая длинная дистанция была из одной столицы в другую.

— Когда ты едешь на небольшой скорости, ощущаешь все запахи земли. В лесу — одни, в поле — другие. Шикарно. А затем еще дождь пошел. И у нас топливо заканчивается, а на всю трассу две заправки…  Все 33 удовольствия. А в Минске был самый крутой пробег для меня. Зеленый коридор через весь город. Я не ожидал, — делится своими впечатлениями Александр.

Наверное, мало кто мог пройти мимо трехколесного грузового мотороллера (по-простому — «Муравей»). Яркий, солнечный, он как магнит притягивал к себе и взрослых, и детей. Хозяин «Муравья» Владимир из Вильнюса объяснил, почему такой большой интерес к его технике: эти мотороллеры Тульский машиностроительный завод прекратил выпускать в 1995 году. Многие, кто  жил во времена СССР, и не помнят эти модели. Хотя «Муравей» был хорошим помощником по хозяйству не только сельским жителям, его можно было встретить в городах — развозили на нем почту, мороженое. А в одной модели вместо кузова стояла циркулярная пила, которая крутилась от двигателя.  В интернете можно найти информацию, что в Туле собираются возобновить производство мотороллеров.

Желтый «Муравей» — не единственный железный друг Владимира. Есть еще «Тула-200» 1959 года,  грузовой одноместный 1980 года  и современная Yamaha.

— С детства влюблен в технику. И профессию себе поэтому такую выбрал, я — автомеханик. С 77-го года ремонтирую машины, а мотоциклы — мое хобби. С 11 лет они у меня. С тех пор как купили мне газовый мопед. Я без мотоциклов уже не могу. В 18 лет  хотел продать свою «Яву» и купить крышу над головой мне, машину. Но с возрастом ты много чего начинаешь понимать. Лето я встречаю и провожаю на своих мотоциклах. Когда ты занимаешься ретротехникой, моложе сам становишься. В третий раз приезжаю на «Кола часу», потому что здесь собираются люди, понимающие в мотоциклах, умеющие делать все своими руками. Они дышат тем же, чем и я. С ними легко и интересно общаться.

Выставка ретротехники — мероприятие, на которое с удовольствием ходят мужчины. И в Долгиново, и Будславе, где мы побывали, их было много. Они со знанием дела подходили к мотоциклам, пристрастно их осматривали, задавали умные вопросы насчет двигателя, карбюратора, цилиндров… И в конце обычно замечали: «У меня такой был…»; «И я на таком гонял после армии…». Будто к прошлому своему прикоснулись, на время в молодость вернулись. И можно не сомневаться: если возле мотоцикла собрались мужчины — это наверняка интересный экземпляр.

Скромным на вид, но с богатой историей оказался «ИЖ». После Великой Отечественной  Советский Союз в качестве возмещения ущерба получил от Германии оборудование и чертежи мотоциклов. Так, в Ижевске в 1946 году стали выпускать копию немецкого DKW NZ-350 — «ИЖ 350». Владелец уникального мото Андрей из Вилейки рассказал, что у него еще в гараже 11 мотоциклов. Самый уважаемый среди них — 1937 года выпуска. Вместе с Андреем на фестиваль приехали его двое детей.

— А этот мотоцикл я нашел в Питере, — рассказывает Андрей. — С 11-го этажа снял. Он в квартире в качестве интерьера стоял.

— А это что такое? — с правой стороны мотоцикла на бензобаке находим ручку.

— Это рычаг ручного переключения передач. После войны было много инвалидов, это для их удобства. При переключении передач педалью рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче. Надежная техника. Последний раз мотоцикл в прошлом году выезжал, а вчера я его спокойно завел.

— А еще он такой звук издает, когда заводится: т-р-р… т-р-р, — воспроизводит вслух по памяти  мужчина с планшетом, который уже много времени возле этого «ИЖа» провел, фотографируя его с разных сторон и расспрашивая хозяина.

— Завести? — интересуется Андрей.

— Было бы любопытно… — замечаем мы.

Точно передать голос «ИЖа» мне сложно, но знающие в этом толк мужчины довольно улыбались и наслаждались звуками, которые издавал мотоцикл.

В списке участников «Кола часу» Евгений Полудворянин из деревни Жары Вилейского района не значился. Но и ему было чем удивить гостей. «Мяне знаёмы папрасіў: кажа, паедзь, участвуй….».  На ретрофестиваль он приехал на ZWER.

Говорит, что «зляпіў яго за зіму». В ход пошло все. «Калёсы ад «Масквіча», матор ад матацыкла, сядзенні ад аўтобуса, крылы ад газавай пліты, перадок самадзельны», — раскрывает секрет комплектации  Евгений Петрович.

— А название такое откуда? — интересуюсь.

— Ды болей для страху якога-небудзь, — громко рассмеялся Евгений. Осознавая, что его «Зверь» вызывает исключительно удивление и восхищение…

— А другие «Звери» есть у вас?

— Зайдзіце на мой сайт у «Аднакласніках», там у мяне самадзелак очань і очань многа.

— А техпаспорт есть на вашу машину?

— Не. Я толькі па грыбы на ім езджу.

— А мотоциклы уже успели посмотреть?

— Што мне тут глядзець? Я ўсё гэта ўжо прайшоў. Мне ідзе 69 год. Ужо на ўсіх гэтых матацыклах ездзіў, счытай. Мне самадзельны — вот гэта талант. А на гатовых ездзіць — тут няма таланта ніякага.

 

Но наш гость и друг фестиваля Войтех из Чехии мог бы поспорить с вилейским изобретателем.

— Старые мотоциклы чем привлекают людей? — рассуждает Войтех. — В них можно ковыряться, их можно чинить. Их можно сделать самому такими, как тебе хочется, а потом еще на этом всем можно кататься. Сел на мотоцикл, поехал — и он сам себя показал.

Вот уже шестой год подряд он показывает свои мотоциклы на «Коле часу». А вообще исколесил по планете Земля на двухколесных около 11 тысяч км. Самая дальняя дорога длиною 15 тысяч км — из Чехии в Иран и обратно домой.  А самый дорогой для Войтеха ретромото – «ЧЗ 250» 1962 года выпуска, на котором он уже намотал около 110 тысяч километров.

— Беларусь для нас экзотика, — признается Войтех. — Но сюда мы приезжаем с радостью. Во-первых, это встреча с друзьями, знакомыми. Во-вторых, я шлю свои призы для участников фестиваля —  детали для мотоциклов. А еще организация праздника всегда замечательная.

Организаторы «Кола часу», как и в прежние годы, позаботились о том, чтобы культурно-развлекательная программа была как можно более разнообразной, чтобы получился один большой праздник для всех — мотоциклистов и тех, кто пришел на технику посмотреть. Было много конкурсов. Владельцы ретромото демонстрировали,  как они умеют управлять своим «железом».

А детям было предложено нарисовать свой любимый байк. Авторов лучших работ ждали призы. Можно было еще выиграть сувенир, ответив на несложные вопросы — конечно, для тех, кто живет мото. А их, уверены организаторы, после таких праздников обязательно станет больше.

Посмотрите на этих мальчишек. Может, они уже мысленно восстанавливают прадедушкин мотоцикл и совершают на нем кругосветное путешествие?